Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
В этот разделе представлены личные темы или проще говоря дневники участников сайта.
Дневники в виде блога представлены также тут: stop-nepey.ru/blog.html
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: О великопостной молитве Ефрема Сирина.

О великопостной молитве Ефрема Сирина. 2 мес. 2 нед. назад #70582

  • Tasya
  • Tasya аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 5774
  • Репутация: 49
  • Спасибо получено: 27942
Среди большого наследия Ефрема Сирина есть не только проповеди и молитвы, вошедшие  в богослужебное употребление, но и стихотворения, излагавшие церковное учение. Сотни стихотворений положены на мелодии, многие из них стали истинно народными песнями.

Наверное, не случайно, что молитва, написанная великим сирийским поэтом вызвала сильный отклик у Александра Пушкина. “Молитва” - одно из поздних его стихотворений, датированное 22.07.1836, было напечатано в 1837г., уже после смерти поэта:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Информация со страницы hram-golitsyno.ru/index.php?option=com_c...1-14-13-14&Itemid=13
Спасибо сказали: yuricgor

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Tasya.

О великопостной молитве Ефрема Сирина. 2 мес. 3 нед. назад #70543

  • Tasya
  • Tasya аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 5774
  • Репутация: 49
  • Спасибо получено: 27942
Здравствуй, Юра! :red_hearth:

Спаси Господи за такое разъяснение, попробую найти эту книгу, да и вообще побольше почитать об этом батюшке. Мне эта выдержка прямо через сердце прошла, каждое слова, такой у него слог питательный ! :red_hearth:

Слава Богу за все!
Спасибо сказали: yuricgor

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

О великопостной молитве Ефрема Сирина. 2 мес. 3 нед. назад #70532

  • yuricgor
  • yuricgor аватар Автор темы
  • Не в сети
  • местная группировка
  • местная группировка
  • любите друг друга
  • Сообщений: 10617
  • Репутация: 78
  • Спасибо получено: 41753
Светик, приветик! :red_hearth:

Tasya пишет: Очень хорошо написано о празднословиии. ...


Спасибо, сестрёнка, очень кстати!
Да, действительно, написано хорошо... Эти слова о празднословии принадлежат замечательному бесстрашному священнику, исповеднику христианской веры, Александру Меню. Он вообще прекрасно писал и говорил, в том числе и очень смелые для того времени вещи. Любил правду и не боялся говорить её, хотя в те богоборческие времена это было опасно. Конечно, советской власти он был как "кость поперёк горла". Менее чем через год после той лекции о. Александра Меня, из которой взята эта выдержка о празднословии и о том, как нам нужны минуты тишины, чтобы побыть с Богом, батюшку жестоко убили. Ему тогда было 55 лет.

Он написал немало чудесных, очень смелых для того богоборческого времени статей и книг, в том числе и замечательную книгу о Христе: "Сын Человеческий", которая в СССР сначала, конечно, издавалась и распространялась только "самиздатом", то есть, частным образом, нелегально. Книга интересна, познавательна, и легко читается. Всем советую. Она есть и в аудио формате.
Спасибо сказали: Tasya

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

БЫВШИЙ АЛКОГОЛИК. Если нужна поддержка, мой скайп: yuricgor

О великопостной молитве Ефрема Сирина. 2 мес. 3 нед. назад #70527

  • Tasya
  • Tasya аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 5774
  • Репутация: 49
  • Спасибо получено: 27942
Очень хорошо написано о празднословиии. Информацию взяла на сайте azbuka.ru



Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, покровителя христианских молчальников и молитвенников, которых называли в старину безмолвниками, подвижниками. Они старались сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких обителях на горе Афон, отрезанные от всего мира морем, скалами. В пещерах, где они жили, многие живут и до сих пор. Почему же именно этого святого, покровителя молчальников, мы прославляем сегодня во дни Великого поста? Потому что именно в это время нам важно узнать или напомнить себе о значении молчания и безмолвия.

Какова наша жизнь? Она проходит всегда в бесконечном шуме и суете. Весь быт современного человека сопровождается массой звуков, шумами окружающей жизни. Человек, особенно живущий в городе, постоянно слышит шум: ревут автомобили, идут толпы. Врачи говорят, что это разрушает здоровье людей. Но мы с вами будем говорить о другом. Это рассеивает наше душевное сосредоточение, мы с вами уже отвыкли от тишины. Многие из нас, оказавшись дома на мгновение в тишине, уже чувствуют себя неловко и неспокойно. В голове у нас постоянно какие-то праздные мысли, и вместе мы не можем спокойно помолчать, а сколько лишних слов… И вся эта сумятица, суета, пожирающая нашу жизнь, не дает человеку обратиться к себе, вспомнить самое главное, прийти в себя. Сутолока продолжается до самого последнего нашего издыхания.

Иногда, когда болезнь жесткой рукой остановит наш бег, прикует нас к постели, и мы вдруг окажемся оторванными от всеобщего бега, нам удастся побыть наедине с собой. В такие минуты мы начинаем думать. А для чего же мы жили? Куда бежали? Чего ради торопились? Откуда этот шум в сердце, в мыслях, вокруг? Не надо ли было раньше хотя бы изредка искать себе несколько минуток внутреннего покоя, внутренней тишины? Как может прийти Божественная благодать к человеку, как может она его осенить и озарить, когда он оглушен, когда он слеп и в своем беге не отдает себе отчета, куда и зачем он бежит, и не слышит голоса Божия.

Голос Божий звучит всегда в тишине. Если вы хотите его услышать, постарайтесь вырвать из суток хотя бы несколько мгновений. Для этого нам Церковь дает правило: несколько минут прочесть молитвы, прийти в себя и подумать, каков был мой прошедший день? Каков будет мой следующий день? Для чего все это? Это важно, так важно… Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины.

Кто хочет собрать свои мысли и чувства – ищите тишины, потому что наши мысли и чувства разбегаются, не подчиняются нам, мы живем всегда в рассеянности. Но истинная духовная жизнь человека происходит только в собранности. Надо собрать свои мысли и чувства в тихий очаг в глубине сердца, чтобы там наступило молчание, в котором Бог произносит Свое Слово, обращенное к тебе. Если мы не будем заставлять, принуждать себя к молчанию, если мы останемся подвластны житейскому шуму, бесконечному бегу, то у нас вся жизнь пройдет на поверхности, без глубины, без духовности, без настоящей встречи с Господом.

Вот для чего нам следует вспомнить о молчальниках, вот почему Церковь призывает нас бороться с пустословием, празднословием, напрасной болтовней, употреблением дара языка во зло себе. «Положи, Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения о устах моих», – говорит нам Священное Писание. Вот об этом мы молимся, мы просим Господа, а Он ждет от нас, чтобы и мы поучаствовали, чтобы захотели этого, чтобы мы получили дар Божий – молчание в тишине Его благословения.
Аминь.
Спасибо сказали: yuricgor

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от yuricgor.

О великопостной молитве Ефрема Сирина. 2 мес. 3 нед. назад #70518

  • Tasya
  • Tasya аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 5774
  • Репутация: 49
  • Спасибо получено: 27942
Спасибо, Юра, братишка!

Очень полезная и своевременная информация, поделилась ею с одной сестрой во Христе, она тоже была рада и благодарна.

Спаси Господи!
Спасибо сказали: yuricgor

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Tasya.

О великопостной молитве Ефрема Сирина. 2 мес. 3 нед. назад #70501

  • yuricgor
  • yuricgor аватар Автор темы
  • Не в сети
  • местная группировка
  • местная группировка
  • любите друг друга
  • Сообщений: 10617
  • Репутация: 78
  • Спасибо получено: 41753
На всякий случай, для тех, кому интересно, ещё раз другими словами и

более подробно о молитве Ефрема Сирина.

Великим постом каждый день — с вечера воскресенья (так как считается, что понедельник начинается в воскресенье вечером) по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину,
Предание говорит о том, что эта покаянная молитва, составлена в IV в. одним из великих наставников духовной жизни, преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), ---

Её также называют и великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Великого Поста.


Когда читается молитва Ефрема Сирина?

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: "Боже, будь милостив ко мне грешному" (или «Боже, очисти меня, грешного»), — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?
Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом элементы покаяния и определяется цель — освобождение от недугов препятствующих нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие означает властолюбие, то есть любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.


После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин. 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет, и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, — победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. «Падший» в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Молитва Еврема Сирина во время поста

Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?


После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда — не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.
Спасибо сказали: Tasya

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

БЫВШИЙ АЛКОГОЛИК. Если нужна поддержка, мой скайп: yuricgor

  • Страница:
  • 1
  • 2
Время создания страницы: 0.165 секунд

Комментарии

Сейчас 259 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • 2503Aleksandr
Scroll to top